Эмоции при поиске работы

Я постоянно веду сопровождение поиска работы и помимо стандартных этапов по анализу рынка, составлению резюме и поиску вакансий, которые мы проходим с клиентами, я часто сталкиваюсь с психологическими аспектами этого непростого процесса. Сегодня хочу рассказать об эмоциях, которые испытывают люди при поиске работы.



1. Первая эмоция, которая возникает перед началом поиска работы – это:

• Воодушевление

Уверенность: «Я все смогу, я молодец», «Сейчас как все накинутся на меня!..»

Или наоборот

• Страх

Когда внутренний голос говорит: «Зачем нам что-то менять? Все же хорошо? А вдруг станет хуже?», «У меня и так большая зарплата, я не найду ничего лучше» (основано на мыслях, а не на анализе рынка).

Забавно, но иногда в голове одного и того же человека одновременно крутятся все эти мысли, и он качается на своеобразных эмоциональных качелях.



2. Вторая эмоция рождается во время анализа рынка. Часто это:

• Синдром самозванца

Сопровождается обесцениваем своего опыта. Клиент думает, что все его заслуги «слишком незначительные и не стоит этим хвастаться».

Мои клиенты говорили об этом так: «Боже, куда я собралась?!», «Мне кажется, что в крупных компаниях все такие взрослые и профессиональные. Куда мне до них с моим опытом?!»

И

• Непринятие себя

Обычно после того, как мы составили клиенту резюме, он как бы увидел себя со стороны, осознал все свои сильные стороны и не готов это принять.

Клиенты обычно говорят так: «Боже, неужели это все я?!», «А не является ли то, что я так хвалю себя в резюме, обманом? Вдруг я приду на собеседование, и работодатель «все поймет»?»

Иногда непринятие себя заменяется

• Гордостью и сопротивлением

Чаще всего это происходит с мужчинами уровня топ-менеджмента. Им неприятна сама мысль, что они такие успешные профессионалы, должны перед кем-то «распинаться», рассказывая о своем опыте. Что рынок должен сам догадаться, какие они крутые. Но рынок, увы, не телепат: компании видят только то, что написано в резюме.



3. Третья эмоция – это интерес.

Он включается, когда мы выходим на рынок и начинаем откликаться на первые вакансии. Клиенту интересно, что будет дальше. И страшновато все равно.



4. Если не проработать синдром самозванца, то дальше возникает:

• Страх себя продавать и боязнь озвучить работодателю свою реальную стоимость.

Многие кандидаты на этом этапе при первом знакомстве с работодателем говорят свои самые минимальные зарплатные ожидания, в надежде «заинтересовать хоть чем-нибудь». Я всегда предостерегаю от этой ошибки и уже на этапе разработки стратегии заставляю посчитать свою зарплатную вилку и озвучивать сумму не меньше оптимальной, т.е. той, на которую соискатель точно будет готов. Иначе повысить зарплату в процессе переговоров уже невозможно.



5. Вне зависимости от того, с чего начинался поиск (воодушевления, синдрома самозванца или гордости), через некоторое время после выхода на рынок кандидата наверняка ожидает:

• «Яма» - это эмоциональный провал, который происходит обычно через месяц-полтора, но бывает и раньше. Связан с тем, что даже такого суперпрофессионала готовы нанять не все; с тем, что клиент откликается на вакансии, но приглашений мало. Сопровождается мыслями «Ничего не получится», «Я никому не нужен», «Зачем я это затеял?», «С моим опытом я не интересен рынку».



6. «Яма» без должного анализа после долгих безуспешных поисков переходит в негодование и обиду.

Особенно, если кандидат ищет работу самостоятельно, у него происходит сбой на каком-то этапе воронки поиска работы, но недостаточно компетенций для того, чтобы проанализировать причины.

Обычно об этом говорят: «Ну что я распинаюсь, пишу сопроводительные письма, а они их даже не читают!», «Мне надоело ходить на эти пустые собеседования!», «HR’ы, собственники (нужное подставить) непрофессиональные! Они меня не нанимают, ну и не надо!»



7. Облегчение, что все закончилось.

Происходит тогда, когда завершаются переговоры с работодателем и кандидат получает предложение, которое он хотел или даже о котором мечтал.





Моя работа с клиентом на сопровождении включает не только анализ рынка, составление резюме и поиск вакансий. Во многом она связана с работой с этими эмоциями. Клиентам я всегда говорю три вещи:

• Все эти эмоции нормальны, ибо мы люди – живые чувствующие существа.

• Все мои клиенты в той или иной степени испытывают эти чувства.

• Если знать об этих психологических аспектах поиска работы и относиться к ним спокойно, то их можно использовать как топливо для улучшений. И тогда время поиска работы станет не мучительным ожиданием, когда кто-нибудь «возьмет на работу», а периодом бурного профессионального и личностного роста!
27.07.2021