О достижениях в резюме

Недавно в очередной раз помогала клиенту вспомнить и сформулировать его достижения. Знаю, как часто это вызывает трудности у соискателей. Я рекомендовала прочитать главу из своей книги «Поиск работы по рецепту», и это очень помогло ему сформулировать свои результаты работы. В этом посте хочу поделиться этой главой и с вами.



«Сначала честно ответьте на вопрос: хорошо ли вы работаете и нравится ли работа?

Если работа не нравится и сотрудник откровенно халтурит, естественно, говорить о достижениях не приходится. Не стоит высасывать достижения из пальца: такие «достижения» шиты белыми нитками.

Если же вы работу любите и знаете, что приносите пользу компании, трудности с описанием достижений, как правило, связаны с тремя аспектами.

Во-первых, кандидаты склонны обесценивать свои достижения. Они попадают в ловушку: если они что-то сделали, значит это было легко, а значит это не достижение. «Достижения» — слишком абстрактное слово.

Переформулируйте: не «достижения», а «результаты работы». Результаты — это «твердое», то, с чем не поспоришь. Вы продали за год на 1 млрд рублей — это результат. Закрыли 50 вакансий — это результат. Спроектировали два жилых дома — это результат. Пишите об этом.

Вот еще несколько вопросов, чтобы вспомнить и сформулировать достижения: «Какие проблемы вы решали на предыдущей работе?», «Что у вас хорошо получалось?», «Что бы не работало без вас?», «За что вас хвалили руководители и коллеги?»



Моей клиентке, работавшей в небольшой компании на должности исполнительного директора, было сложно сформулировать достижения.

Когда я спросила, что не работало без нее, полился поток мыслей. Оказалось, что без нее не работало в нормальном режиме производство. Никто, кроме нее, не мог взаимодействовать с проверяющими органами. Без нее собственник не знал, сколько он заработал и сколько может потратить на развитие бизнеса.

Следовательно, она могла написать в достижениях: «Организация беспрерывной работы производства», «Прохождение проверок Роспотребнадзора без штрафов и нареканий», «Ведение бюджета компании и предотвращение кассовых разрывов».



Второй аспект — это (не устаю повторять!) непроработанный портрет идеального работодателя. У того, кто не думает заранее о том, какие должности, в каких компаниях он ищет и с какими проблемами сталкиваются такие компании, у того, закономерно, возникают проблемы с описанием достижений.



С другой клиенткой мы выяснили, что ее идеальная работа — это должность директора по персоналу в крупной высокотехнологичной или ИТ-компании.

С какими проблемами сталкиваются такие компании в управлении персоналом? Высококвалифицированных кадров на рынке мало и их постоянно переманивают конкуренты.

Соответственно, ее результаты должны лежать в плоскости привлечения кандидатов на внешнем рынке, скорости закрытия вакансий, построения HR-бренда компании, обучения персонала и повышения его лояльности к компании (желательно нематериальными способами).

Будет ли волновать такую компанию кадровое делопроизводство или массовый подбор рабочих на производство? Очевидно, нет.



И третье — непонимание того, как вы влияете на прибыль компании. А достижения — это, прежде всего увеличение прибыли компании. Особенно сложно писать о них людям тех профессий, которые не влияют на прибыль напрямую: бухгалтерам, секретарям, юристам, менеджерам по персоналу.

Цель существования коммерческой компании (прочие я не беру) — это извлечение прибыли. И каждый (я подчеркиваю, каждый!) сотрудник влияет на нее. Результат работы менеджеров по продажам, рекламе или маркетингу виден сразу: продал товар — получил деньги. Остальные сотрудники нацелены не на привлечение прибыли, а на выполнение заказов и поддержание работоспособности компании. Но это тоже влияние на прибыль: ускорение получения доходов или снижение расходов. И если вы это поймете, говорить о достижениях станет проще.



Женщина, директор по персоналу, искала работу в течение полугода, общалась с большим количеством компаний и в семи (!) из них дошла до собственника. Но ни в одной компании не получила предложение о работе.

Мы стали разбираться, какие вопросы задают владельцы бизнеса, и что она отвечает. Собственники спрашивали о деньгах и прибыли. А женщина рассказывала о людях: о том, как их надо любить, заботиться, внедрять системы дополнительной мотивации, налаживать корпоративную культуру, вкладываться в корпоративные мероприятия, тим-билдинги и так далее.

Какой вывод делали собственники? Вероятно, что кандидатка любит людей и заботится о сотрудниках. Но проблема в том, что при найме такого «заботливого» HR-директора затраты на персонал вырастут, а вот будет ли это выгодно компании — непонятно.

Эта женщина могла бы говорить о тех же вещах, но помимо этого рассказывать о возврате инвестиций. Например, что один миллион рублей, вложенный в развитие HR-бренда, сэкономил компании за год три миллиона за счет того, что привлекать профессиональных кандидатов стало проще и вакансии закрывались на 30% быстрее.



Чтобы сформулировать достижения, вспомните, что из нижеперечисленного вы сделали:

• увеличили объем продаж;

• привлекли новых клиентов;

• открыли новые рынки сбыта;

• создали новые направления бизнеса;

• разработали и вывели на рынок новые товары или услуги;

• повысили цены. В этом случае необходимо указать, за счет чего цена была повышена. Как правило, это улучшение качества товаров или повышение уровня сервиса;

• снизили стоимость ресурсов. Например, затраты на персонал или закупочные цены на сырье;

• сэкономили ресурсы (время, сырье, оборудование). Предположим, ускорили работу производственной линии или сократили численность сотрудников;

• предотвратили штрафы и пени (от госорганов, партнеров);

• предотвратили простои производства.

Пишите, что было сделано и к чему это привело. Мало написать, что были найдены новые поставщики. Необходимо пояснить, что они предлагали более выгодные условия поставки, и это позволило сократить затраты на 15%.



И все же, если вы линейный специалист из тех категорий сотрудников, которые не влияют напрямую на прибыль, и вам сложно описать достижения, не придумывайте их. Это выглядит не убедительно. Если же вы относитесь к отделу продаж, маркетинга, развития бизнеса, являетесь руководителем среднего звена или топ-менеджером, достижения (то есть результаты работы) должны быть обязательно. Потому, что продавцов и топов нанимают для того, чтобы в компании стало больше денег.



Вопрос о достижениях отнюдь не простой. Однако если вы его проработаете, то не только напишите продающее резюме, но и будете готовы к такому вопросу на собеседовании. И помните, что скромность в резюме, сопроводительном письме и на собеседовании не украшает, а обесценивает кандидата!»
10.02.2022