НОВАЯ ПЕНСИЯ

14.06.2023
Когда ко мне приходят клиент и говорит: «Наверно, я стар для рынка труда – мне уже 46», я отвечаю «Ха! Нашему поколению придется работать лет до 75, т.е. вам еще работать лет 30! Если посмотреть под этим углом, то у вас еще даже не середина карьеры.» Об этом я часто говорю своим клиентам, и уже давно обещала написать пост об этом.

Пенсия (с латинского – «выплата») была впервые введена Гаем Юлием Цезарем в 1 веке до н.э. воинам, которые по старости или из-за ранения не могли состоять на военной службе.

В новой истории пенсия для гражданских служащих была введена после Великой Французской революции 1790 года. Она полагалась тем, кто служил 30 лет и дожил до 50 лет. Однако по разным данным средняя продолжительность жизни в 18-19 веках в Европе была 50-60 лет.

В начале 19 века пенсионная система действовала в нескольких странах Европы, но по принципу страхования – т.е. только для тех, кто платил взносы в течение жизни. Платить их могли только зажиточные люди, поэтому пенсия была для них только небольшим подспорьем на старости лет. Массовая же пенсионная система начала внедряться в 1940-х годах.

В России пенсия была учреждена впервые Петром Первым по тому же принципу, что и в Древнем Риме и Египте, но только для офицеров. Постепенно категории работников, кому полагалась пенсия, расширялись, но до образования Советского Союза она полагалась не всем.

В СССР пенсия была учреждена только в 1930 году: 55 лет – для женщин и 60 лет – для мужчин. Но и тогда пенсия не полагалась жителям деревень. А средняя продолжительность жизни была около 45 лет.

Всеобщая пенсионная система заработала в СССР только в 1964 году! Тогда средняя продолжительность жизни была уже около 70 лет. Размер пенсии составлял от 50 до 85% от заработка. Это было хорошее время, но продлилось оно в историческом контексте всего 27 лет – до 1991 года.

Сейчас пенсия полагается всем. Средняя продолжительность жизни выросла ненамного – около 73 лет.

Но проблема в том, что пенсионная система, грубо говоря, - это финансовая пирамида, т.к. живет она за счет привлечения новых вкладчиков, т.е. молодых работников, платящих налоги в пенсионный фонд. А поскольку трудовое время, по старой системе, – это 35-40 лет, то нам зарабатывать на пенсию будут те люди, которые рождаются сейчас. Но глядя на возрастно-половую диаграмму населения нашей страны становится понятно, что их чуть ли не в три раза меньше, чем людей моего, самого многочисленного поколения.

Также меняется сама структура работы. Раньше большинство людей трудились физически и действительно не могли больше обеспечивать себя в 55-60 лет, т.к. физическое здоровье портилось. Сейчас же очень много людей работает умственно. Мы больше не изнашиваем наше физическое здоровье. А здоровье ментальное зависит от образа жизни и того, как человек упражняет свой ум.

Мы видим, как стирается привычная граница работа (пн-пт 9-18) – личная жизнь (пн-пт 18-9 + сб-вс). Мы работаем вечером, в выходные, ночью, в праздники, когда больны и во время декрета. И также стирается граница трудового возраста. Подросток сейчас может легко зарабатывать деньги, если освоит полезный навык. Я, например, привлекала 14-летнего сына подруги посидеть с детьми, когда няня была в отпуске. И нет необходимости прекращать работу в день своего 55-летия.

Растет продолжительность жизни. Меняется и восприятие возраста. Раньше женщина в 50 была бабушкой. Сейчас, как сказала одна моя коллега, «50 – это новые 30!». А рождаемость, то есть приток новых вкладчиков, снижается

Поэтому и пенсионная система меняется. Когда старшие знакомые возмущаются по поводу пенсионной реформы, я с одной стороны понимаю – их планы на жизнь изменились не по их воле. Но с другой, я также понимаю, что пенсионная реформа неизбежна, и удивляюсь, что она такая, а не более радикальная.

Есть мнение, что со временем страховая часть пенсии отойдет в прошлое и останется только накопительная. Это освободит государство от необходимости аккумулировать средства для выплаты пенсий и переложит обязанность озаботиться своей старостью на самих людей. Теоретически это даже логично. Но фактически последние три года показали нам, что:
• финансовые рынки нестабильны, мы не можем вкладывать в них свои накопления и быть на 100% защищены;
• частная собственность больше не является неприкосновенной;
• инфляция намного превышает среднюю доходность относительно надежных инструментов инвестирования.
Т.е. мы можем накопить на пенсию, а можем и не накопить – 50/50.

Никто не отменяет пенсию. Это бы вызвало слишком бурные волнения в обществе. Все видели Францию по телевизору. Но реально темпы роста пенсии сильно отстают от инфляции, и она просто «тает.

Так почему я говорю, что нам придется работать лет до 75? Да, возможно, не в таком же бешенном ритме. Но для поддержания штанов обязательно. Все меньше надежды на «новых вкладчиков» и все больше рисков потерять свои накопления. Вероятно, мы будем жить до 85-90 лет. Я надеюсь, что последние 10-15 лет жизни мы сможем быть обеспечены своими накоплениями, пассивным доходом, социальной системой и детьми. Я надеюсь, что кто-то принесет стакан воды, когда мы будем старыми. Но пока ноги носят, мы будем вынуждены работать. И это ни хорошо ни плохо – это просто факт. Что думаете?