Устраиваю ли я на работу?

Недавно мой друг остался без работы из-за пандемии. Его заинтересовала вакансия в крупной производственной компании, которая является моим клиентом. Друга я знаю больше 15 лет, могу за него ручаться. Компания тоже хорошая, стабильная. Я узнала о том, что они ведут переговоры уже после того, как парень сходил на собеседование. Тогда я позвонила менеджеру по персоналу, чтобы дать рекомендацию от себя. HR внимательно меня выслушала и обещала передать руководителю. Но через некоторое время компания решила не делать предложение моему другу и выбрала другого кандидата. И это несмотря на то, что я, рекрутер, который закрыл им не одну вакансию, дала личную рекомендацию. Почему? Потому, что функционал друга и его зарплатные ожидания отличались от того, на что рассчитывала компания.


Потому, что переговоры между соискателем и работодателем – это дело двоих. Только они двое, основываясь каждый на своих приоритетах, принимают решение начинать сотрудничество или нет. Иногда в этих переговорах участвует третья сторона – рекрутинговое агентство. Но оно только участвует, не влияя или оказывая незначительное влияние на итоговое решение.


Часто потенциальные клиенты спрашивают меня, есть ли у меня база компаний, с которыми я сотрудничаю и куда могу устроить их на работу. Я отвечаю, что база компаний, конечно же, есть, но гарантировать трудоустройство я не могу. Потому, что карьерный консультант только сопровождает клиента, но привести его за руку в компанию и сказать: «Это Василий Иванович. Теперь он будет у вас работать» он не может – это не его компетенция.


Часто соискатели ссылаются на мифических агентов по трудоустройству, которые работают так на западе. Честно слово, ни одного живого я не видела. Да и к тому же, запад – это запад, а Россия – это Россия. Если соискатель придет на переговоры со своим агентом, с ним даже разговаривать не будут. Недавно специально спрашивала об этом HR’ов.


Однако я также всегда говорю, что иногда (ооочень редко) так совпадает, что среди моих клиентов-работодателей есть компания, которая может заинтересоваться моим клиентом по карьерному консультированию. Буквально недавно я проводила профориентацию с молодым человеком, который хотел поменять сферу. От той сферы, куда он изначально собирался, я его отговорила. Но подсказала другую, более подходящую его характеру и опыту работы. И оказалось, что у меня есть целых три знакомых компании из этой отрасли, куда я могу отправить его резюме. Я отправила. Одна компания мне не ответила. Вторая сказала, что им нужен более технический профиль. А третья заинтересовалась. Они встретились. Компания сделала моему клиенту предложение и на следующей неделе он выходит на работу.


Но такие ситуации бывают редко. Можно сказать, что этому молодому человеку повезло. Поэтому я не продаю это как услугу. Для клиента это содействие его трудоустройству бесплатно.


Карьерный консультант может по своим каналам помочь найти контакты лиц, принимающих решения, в интересующих клиента компаниях. Может познакомить со своими клиентами-работодателями, если есть подходящие. Но устроить на работу он не может. Он может только работать по пост-оплате. Поэтому специалисты, которые гарантируют трудоустройство, дают обязательства, которые находятся не в зоне их компетенции.
12.08.2020